История

Истоки борьбы «Вермасьöм»

        С давних времен борьба считается физическим упражнением, способствующим гармоническому развитию человека.

Борьба развивает у занимающихся такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, воспитывает смелость, решительность, мужество, настойчивость.

Исторические документы утверждают, что на территории Российского государства имелись несколько разновидностей борьбы, в которых применялись такие приемы, как подножки, подсечки, подхваты, удержания при борьбе лежа и различные способы страховки партнера. Кроме русской борьбы известны другие виды национальной народной борьбы: татарская, тувинская, якутская, чувашская, грузинская, мордовская, коми и др. Все эти виды отличаются своими правилами, но всех их объединяет одно – почти все они проводятся в специальной одежде с поясом.

На территории Республики Коми культивировались различные единоборства; в городах и селах получили широкое развитие следующие виды борьбы – «самбо», «дзюдо». В сельских районах наряду с перечисленными видами набирает обороты традиционная коми борьба «Вермасьöм». Данная борьба развивается в трех спортивных центрах: на юге Республики Коми – в с. Объячево Прилузского р-на, на востоке – в с. Помоздино Усть-Куломского р-на, на севере – в с. Ижма и с. Щельяюр Ижемского р-на. Каждой территории характерны свои особенности, колорит, но их объединяет традиционный уклад, отношение к природе и жизни, создающие национальный цемент, объединяющий республику.

О самобытной, уходящей в глубину веков традиции коми борьбы существует записанное в Усть-Куломском районе от коми охотника предание. Истоки борьбы – в далеком прошлом. Предание передается от охотника к охотнику, от поколения к поколению.

 История такова:

«Жил старый охотник, и было у него пятеро сыновей. Естественно, тоже охотники. Промышляли мужчины в своих родовых угодьях, недалеко друг от друга, в «чомкосте» (6 километров). А в центре родовое угодье Отца, здесь главная избушка, баня — своеобразная «база». Раз в неделю, каждое воскресенье, сыновья приходили к отцу, чтобы поговорить о делах охотничьих, мужицких, посоветоваться с главой большого семейства.

Случилось так, что не поделили однажды два брата новую лесную территорию. Каждый хотел примкнуть ее к своему угодью. И вот на очередной встрече они спрашивают у отца и других братьев: «Как быть? У кого больше прав на эту территорию? Кому ею владеть?» Подумал отец и говорит: «Пусть будет по-честному. Кто из вас поборет другого, тому и достанется новый участок. Порядок такой: бороться по-честному, друг друга не калечить, тем более не убивать. Кто из братьев первый скажет: «Тэнад»! (твой), тот и проиграет».

Оба брата сильные, жилистые, упертые, равные соперники. Начали они бороться. Валят друг друга, бросают на землю, фыркают от натуги, рычат по-звериному. Долго боролись. Под конец оба упали, уткнулись лбами, лежат… Когда боролись, помяли жухлую осеннюю траву, протоптали круг. Под конец совсем обессилели. И нет уж сил подняться… И говорит отец: «Вы оба сильные, оба достойные соперники. Вы – равные между собой. Может, кто-то из вас сам уступит другому?» Молчат сыновья, насупив брови… Тогда отец говорит: «Даю вам последний шанс, иначе отдам новое угодье другому из братьев. Сделаем так: встанете посреди круга, который вы вытоптали. Кого первым вытолкнут из этого круга, тот и проиграет. Руки ноги не ломать, шею не свернуть.  Остальные средства хороши».

Взревели братья, вскинули вверх руки и устремились к центру круга. Схватил руками один брат другого, поднял на руки, завертел, хотел уже выкинуть из круга… Но вдруг – опустился на колени, бережно опустил брата на землю и сказал: «Брат, возьми себе угодье. От злости я превратился в зверя и чуть не убил тебя…»

И сказал отец: «Ты неправ, сын. Ты превратился не в зверя, а в медведя. Медведь – не зверь. Он – мудрость. Ты же знаешь, предки наши говорили, что души переходят к медведям. Когда ты умрешь, будешь хорошим медведем, а не шатуном. Ты поступил справедливо, что отдал новое угодье брату. И я поступлю справедливо. Я отдам тебе свое угодье, свою избу и баню. Именно к тебе будут приходить за советом братья. Я уже стар, мне пора на покой. Надеюсь, скоро и я стану мудрым медведем…»

Вот такая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *